S&P подтвердило рейтинговые оценки АО "Банк Развития Казахстана" прогноз "Негативный"

28.11.14 15:51
/Standard & Poor's, Лондон, 24.11.14, заголовок KASE/ Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила долгосрочные кредитные рейтинги контрагента по обязательствам в иностранной и национальной валюте АО "Банк развития Казахстана" (БРК) на уровне "ВВВ+/А-2". Рейтинг по национальной шкале – "kzAAA". Прогноз изменения рейтингов – "Негативный". Рейтинги БРК отражают его статус как организации, связанной с государством (ОСГ), а также нашу оценку "практически безусловной" вероятности предоставления своевременной экстренной поддержки БРК со стороны Правительства Казахстана в случае возникновения финансовых трудностей. В соответствии с нашей методологией присвоения рейтингов ОСГ наше мнение о "практически безусловной" вероятности получения экстренной государственной поддержки БРК основывается на результатах нашей оценки: - "неразрывной" связи банка с Правительством Республики Казахстан, поскольку он на 100% принадлежит государству, которое осуществляет регулярные вливания в его капитал. По нашему мнению, управление акциями БРК, которое государство осуществляет через АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек"", обеспечивает государству значительные возможности для определения стратегии БРК и ее соответствие приоритетам социально-экономической политики государства; - "критически важной" роли банка как основного финансового инструмента правительства для выполнения плана по индустриализации экономики Казахстана. БРК предоставляет долгосрочные кредиты компаниям недобывающих отраслей, в частности промышленным и машиностроительным компаниям. БРК является финансовым институтом развития, который на 100% принадлежит государству. Он был образован в 2001 г. в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан "О Банке развития Республики Казахстан". С момента основания основной целью БРК является выполнение функций основного финансового инструмента, обеспечивающего диверсификацию экономики Казахстана, которая по-прежнему сильно зависит от добывающих отраслей. Кредиты БРК направлены на устойчивое развитие национальной экономики и предоставляются компаниям ненефтяного сектора. БРК обеспечивает долгосрочное финансирование инвестиционных проектов, которые имеют большое значение для социально-экономического развития страны. По нашему мнению, передача 100%-ной доли в акционерном капитале БРК от АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына"" холдингу "Байтерек" в 2013 г. (при этом государство продолжает опосредованно владеть банком) обусловило повышение качества надзора и управления в банке. Под управлением холдинга "Байтерек", образованного правительством в 2013 г. в форме акционерной компании для оказания финансовой и инвестиционной поддержки недобывающим отраслям экономики, находятся 10 институтов развития. БРК является самым крупным из них (на его долю приходится 58% совокупных активов холдинга). "Байтерек" был образован прежде всего для того, чтобы дать государству возможность осуществлять более тщательный надзор над институтами развития и повысить их эффективность, практику корпоративного управления и взаимодействие между различными дочерними структурами холдинга. В 2013 г. БРК значительно улучшил качество активов. Ухудшение качества кредитного портфеля было обусловлено функциями БРК в реализации мер, принимаемых правительством для урегулирования финансового кризиса 2007-2009 гг. БРК передал значительную часть проблемных кредитов (просроченных более чем на 90 дней), возникших в результате кризиса, АО "Инвестиционный фонд Казахстана" (ИФК, который также является дочерней структурой холдинга "Байтерек"), что позволило БРК сосредоточиться на финансировании новых проектов. В процессе выполнения задач государственной политики БРК все больше ориентируется на финансирование государственной программы индустриализации. В 2014 г. правительство приняло вторую пятилетнюю "Государственную программу по индустриально-инновационному развитию" на 2015-2019 гг. Программа является частью "Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 г.", который, в свою очередь, входит в национальную стратегию развития до 2050 г. Индустриально- инновационное развитие является основным компонентом социально- экономической политики правительства, а БРК – основным финансовым инструментом реализации "Государственной программы по индустриально- инновационному развитию". В июле 2014 г. Совет директоров БРК одобрил стратегию банка на 2014- 2023 гг. Стратегия предусматривает значительное увеличение кредитного портфеля БРК в ближайшие 10 лет. Кроме того, БРК поручено применять новые финансовые инструменты, в том числе проектное финансирование и синдицированное финансирование; для этого правительству потребуется внести ряд поправок в законодательство. Согласно этой стратегии, на первоначальном этапе БРК будет принимать участие в межбанковском кредитовании и развивать сотрудничество с коммерческими банками. Кроме того, БРК поручено обеспечить более длительное и дешевое финансирование в национальной валюте для экономики страны. Стратегия предусматривает ориентацию на повышение качества управления бизнес- процессами и информационными технологиями, кадровой политики, политики в сфере связей с общественностью и практики управления рисками. Стратегия до 2023 г. содержит следующие ключевые показатели: - увеличение объема финансирования почти в 4 раза по сравнению с текущим уровнем – с 1,3 трлн тенге в 2014 г. до 4,4 трлн тенге; - увеличение кредитного портфеля с 0,7 трлн тенге до более чем 2,6 трлн тенге, с целевым показателем – более чем 75% в объеме активов; - сокращение размере резервов с 10% в 2014 г. до 8% или менее; - поддержание отношения "долг/капитал" на уровне 6х. Для достижения этих показателей БРК потребуются вливания в капитал со стороны государства в размере 150 млрд тенге., и банк планирует привлечь 1,3 трлн тенге на внутреннем рынке и 5,9 млрд долл. на мировых рынках. В октябре 2014 г. БРК получил от правительства бюджетный кредит объемом 50 млрд тенге и планирует получить кредит в размере еще 50 млрд тенге и вливание капитала объемом 25 млрд тенге до конца года. Оценка характеристик собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile – SACP) БРК ("b+") отражает базовый уровень рейтинга банка, действующего только в Республике Казахстан ("bb-"), а также "адекватную" бизнес-позицию, "сильные" показатели капитализации и прибыльности, "умеренную" позицию по риску, показатели фондирования на уровне "ниже среднего" по банковской системе и "сильные" показатели ликвидности (в соответствии с определениями, приведенными в наших критериях). Одним из позитивных факторов БРК являются сильные показатели капитализации, которые поддерживаются вливаниями капитала со стороны акционера, и сильными показателями ликвидности. Позитивное влияние этого фактора нейтрализуют высокая концентрация фондирования, привлеченного на открытом рынке, значительная отраслевая концентрация кредитного портфеля, волатильность и низкий уровень прибыльности от основной деятельности, а также более слабые показатели абсорбирования убытков по сравнению с казахстанскими коммерческими банками, которые не проводили реструктуризацию. Наша оценка бизнес-позиции банка как "адекватной" отражает, с одной стороны, роль банка как специализированного института развития в выполнении государственной политики, а с другой — задачу финансирования инфраструктуры и индустриальных проектов в частном и государственном секторах и значительные размеры банка на фоне директивного кредитования. БРК является крупнейшей дочерней структурой холдинга "Байтерек": в конце 2013 г. на его долю приходилось 58% консолидированных активов холдинга. Вместе с тем по состоянию на середину 2014 г. активы БРК составляли 1,2 трлн тенге (6 млрд долл.), поэтому по размерам он немного меньше двух крупнейших коммерческих банков Казахстана — АО "Казкоммерцбанк" (ККБ) и АО "Народный банк Казахстана (Халык"), объем активов каждого из этих банков превышает 2,7 трлн тенге. Наша оценка показателей капитализации и прибыльности БРК как "сильных" обусловлена нашими ожиданиями дальнейших регулярных масштабных вливаний капитала со стороны государства. Мы ожидаем, что коэффициент достаточности капитала, скорректированный с учетом рисков (risk-adjusted capital – RAC), снизится по сравнению с текущим уровнем, но останется выше 10% в ближайшие 12-18 месяцев, принимая во внимание ожидаемый рост кредитного портфеля. В конце 2013 г. этот показатель составлял 13,8%. По состоянию на 1 ноября 2014 г. показатель достаточности капитала (Basel II) составлял 21,8%. В случае существенного изменения будущей политики банка в отношении капитала, его философии и темпов роста по сравнению с нашими текущими допущениями мы можем пересмотреть нашу оценку показателей капитализации. В последние пять лет БРК демонстрировал волатильные показатели прибыли и низкий уровень прибыльности от основной деятельности, и мы ожидаем, что показатели сохранятся на этом же уровне. В 1-м полугодии 2014 г. банк с трудом достиг уровня безубыточности. Негативное влияние на его результаты оказали значительные убытки от валютных свопов, обусловленные девальвацией тенге в феврале 2014 г. В 2013 г. объем чистой прибыли увеличился благодаря значительному разовому получению 23 млрд тенге от Экспортно-импортного банка Китая – после изменения условий кредита. БРК планирует получить прибыль в размере 3 млрд тенге по итогам 2014 г. благодаря высоким результатам 3-го квартала. Наша оценка позиции по риску как "умеренной" отражает главным образом более слабую в сравнении с казахстанскими коммерческими банками (которые не были реструктурированы) способность БРК абсорбировать убытки, очень высокую долю кредитов в иностранной валюте и высокую концентрацию на отдельных отраслях. Способность БРК абсорбировать убытки оценивается как более слабая по сравнению с казахстанскими коммерческими банками, не проводившими реструктуризацию. В конце 2013 г. и в 1-м полугодии 2014 г. БРК передал большую часть проблемных кредитов в ИФК, поэтому доля проблемных кредитов сократилась до 7,8% в середине 2014 г. (в том числе проблемные кредиты по аренде) по сравнению с 41,5% в конце 2012 г. Несмотря на то, что стратегической целью БРК является финансирование ненефтяного сектора экономики, в его кредитном портфеле по-прежнему велика доля кредитов компаниям нефтегазовой отрасли (прежде всего перерабатывающим предприятиям), добывающей промышленности, металлургии и энергетики. По нашему мнению, показатели фондирования банка находятся на уровне "ниже среднего" по банковской системе, что отражает высокий риск рефинансирования вследствие концентрации ресурсной базы на средствах, привлекаемых с рынков капитала. Мы считаем показатели ликвидности БРК "сильными", учитывая значительный объем ликвидных активов. Прогноз "Негативный" по рейтингам БРК отражает прогноз по суверенным рейтингам Республики Казахстан. Мы можем пересмотреть прогноз или повысить либо понизить рейтинги БРК в случае аналогичных рейтинговых действий в отношении суверенных рейтингов. Мы можем понизить рейтинги, если вероятность получения экстренной поддержки со стороны государства больше не будет оцениваться нами как "практически безусловная", например, если мы придем к выводу, что изменения политики государства обусловили ослабление роли банка, или будем отмечать признаки ослабления поддержки от государства. Мы ожидаем, что текущая значительная поддержка БРК со стороны государства сохранится, а правительство будет по-прежнему демонстрировать постоянную готовность увеличивать капитал банка, как это предусмотрено в новой стратегии БРК. Мы не ожидаем каких-либо перемен в политическом курсе или системе регулирования, способных ослабить ключевую роль банка в реализуемых правительством планах национального развития. Однако мы можем понизить рейтинги банка, если БРК перестанет выполнять функцию инструмента государственной политики или если мы придем к выводу об ослаблении оказываемой банку государственной поддержки, например, в случае отсрочки вливаний в капитал БРК со стороны государства. Ведущий кредитный аналитик: Ана Йеленкович, Лондон (44) 20-7176-7116; ana.jelenkovic@standardandpoors.com Второй кредитный аналитик: Аннет Эсс, Франкфурт (49) 69-33-999-157; annette.ess@standardandpoors.com [2014-11-28]